Верните деньги за «Анжи»!
Тотальная распродажа, объявленная и уже осуществляемая в махачкалинском «Анжи», станет испытанием не только для директората клуба, который привык за последнее время жить соответствующим образом. Проверку на прочность пройдут все механизмы команды и, конечно, его болельщики.
Тотальная распродажа, объявленная и уже осуществляемая в махачкалинском «Анжи», станет испытанием не только для директората клуба, который привык за последнее время жить соответствующим образом. Проверку на прочность пройдут все механизмы команды и, конечно, его болельщики.
«Новая история» клуба ставшая следствием решения ключевого акционера, Сулеймана Керимова, если абстрагироваться от тонкостей его бизнеса, показывает уязвимость политики монопольного владения командой. Все дело в том, что акционер не обязан давать условному, да и реальному клубу, письменные обязательства. Мол, обязуюсь, в ближайшие 10 лет осуществлять такие-то расходы на клуб в размере таком-то. Президент — акционер решил, и будет Роберто Карлос. Решил — и будет у него «Бугатти». Захотел, и послал за Самюэлем Это’О личный самолет.
А захотел, и сменил курс. Распродав всех звездных футболистов, решив ориентироваться на молодых дагестанских игроков. Официальных обязательств перед городом, регионом и футбольной общественностью у Керимова нет. Собственно, такие же случаи происходят во многих странах, и во многих футбольных чемпионатах. Аналогичная история произошла с испанской «Малагой», в которой арабский шейх тоже решил сменить курс. Возможно, то же самое со временем произойдет и с ПСЖ, и даже «Манчестер Сити», но там, правда, слишком неплохие прибыли от реализации коммерческой деятельности клубов и телеправ, чтобы бросать такой бизнес.
Не стоит осуждать Сулеймана Керимова за смену курса. В конце концов, это лишний раз доказывает, что в современном футболе необходимо ориентироваться на современные же механизмы извлечения прибыли, работы с болельщиками, деятельности маркетинговых служб.
Но с другой стороны, если с контрактами футболистов и тренеров все ясно — все они получат положенные по договору деньги, компенсации, будут проданы в клубы России и других стран. Иначе нельзя, и УЕФА быстро заблокирует деятельность клуба с какой бы новой или старой концепцией он не собирался дальше жить.
А вот как быть с болельщиками клуба? Кто спросит меня — а что с ними будет-то? Как ходили на футбол в зелено-желтых шарфиках, так и будут ходить. В этом-то и вопрос!
С маркетинговой точки зрения «Анжи» предстоит поломать голову над вопросом как ее осуществлять дальше, и как компенсировать своим суппортерам продукт под названием «Новая-новая история Анжи».
Позволю себе дать несколько бесплатных соображений махачкалинским болельщикам.
Во-первых, клуб, наверное, должен снизить стоимость годовых абонементов на матчи «Анжи». Маркетинговые службы из «старой-новой истории», что и говорить, поработали неплохо, и впервые в истории клуба наладили неплохой для РФ формат отношений с потребителями своего продукта. Приобретены игроки мирового уровня, разработана линейка уникальных продуктов из серии атрибутики: шарфы, форма, вымпела, ручки-кружки-подушки и многое другое. Разработаны весьма по российским меркам неплохие условия посещения стадиона.
Но главное условие успеха — игроки топ-уровня, Карлос, Жусилей, Буссуфа, Денисов, Жирков, еще один Карлос, только Жоао, ушли или уйдут в скором времени. Даже Шатова с Габуловым, и тех продают по списку, причем, за немаленькие деньги.
Простой дагестанский обыватель поверил в свое время в исключительность проекта, пошел на стадион, привлеченный громкими именами и вывесками. Ходить-то он и раньше ходил, на «то еще» «Анжи», с Будуновым, но платил за это он другие деньги, а то и не платил вовсе — родственники на входе пропускали бесплатно. Вполне допускаю, что раньше для посещения игр «Анжи» требовался абонемент, но нынешний клуб все же постарался и сделал так, чтобы купить новый абонемент было а) престижно (сосед же купил) б) дорого (чем я хуже соседа?).
Смотреть молодых воспитанников клуба и непроданного пока Ионова, конечно, тоже будет приятно. НО! Это должно по логике современной экономики футбола стоить меньше, ибо и затрат на их приобретение тоже меньше.
Второе. Как быть с атрибутикой команды? Продавать футболки Буссуфы и Жиркова раньше можно было в лет, а вот футболки с фамилией Гаджибекова и Тагирбекова продавать будет в разы сложнее. Да и странно будет, если в фан-шопе Махачкалы будут продолжать реализовывать футболки Денисова и Кокорина, которые играют в конкурентном и может для болельщиков недружественном «Динамо».
Клубу предстоит очевидный пересмотр многих вещей связанных с болельщиками. Сами они, особенно, «Дикая Дивизия», вышли из болельщицкой семьи России несколько лет назад, когда очевидно казалось, что участие в каких то отраслевых профсоюзах таким богачам и не нужно. Например, ДД вышла из Всероссийского объединения болельщиков, обвинив оное в различных расистских грехах, хотя уж кто-кто, а ВОБ то тогда во многом аккумулировал в себе все основные движения страны, включая, кавказские объединения («Терек», «Алания» и Нальчик, например, до сих пор там).
И сейчас возникает третий вопрос, который, правда, махачкалинским болельщикам придется решать самим без помощи клубов, не говоря уже о том, чтобы ориентироваться на мнение отвергнутого ими сообщества коллег. Что дальше-то делать с суппортом и перфомансами, когда очевидно, что клуб в режиме экономии не сможет оплачивать выездные билеты на самолеты и матчи; выделять серьезные средства на перформансы; поддерживать деятельность домашней «грядки».
Вот тут-то есть несколько развилок развития событий:
1. Фанаты «Анжи» сбавят в активности, ведь не секрет, что красота и активность секторов всегда привлекают сторонников. А отсутствие оплаченных или льготных поездок значительно сократит выездной сектор. Бравурные крики в интернете тут же отправляем в корзину, ибо выездная картинка ДД в Питере в матче 5-го тура РФПЛ сильно отличается не в лучшую сторону от прошлогодней. Несколько десятков человек, против нескольких секторов ранее. А некоторые уже начали требовать вернуть их деньги за купленные абонементы.
2. Фанаты «Анжи» вольются в фанатскую историю также естественно, как вливались в нее все крупные движи: пройдя горнило первых лиг, кризисы, драки с оппонентами, полное отсутствие какой-то поддержки от своего клуба. Тогда и воспринимать их в болельщицком сообществе будут совсем по-иному. Если, конечно, выросшие на волне жирнейших «подгонов» «суппортеры» таковыми окажутся на самом деле, будут идейными болельщиками, а не «участниками проекта». Коллеги Махачкалы по схожему пути есть: Владикавказ и Нальчик, которые пошли своей дорогой, правда, численность у них небольшая — только те, кто идейно любит свою команду.
И здесь Сулейман Керимов может вполне себе посмотреть и сделать вывод: что было наносного, а что ни за какие деньги не купишь.
Лично мне тоже было бы интересно посмотреть, что получится с армией «Дикой Дивизии». Этот интерес не праздный. Сам я прошел через самые худшие времена моего клуба, через четыре года первой советской лиги, в окружении команд вроде «Котайк Абовян», «Звезда Джизака» и «Перми», «Гурии Ланчхути», воронежского «Факела» и «Смены-Сатурн» из Петербурга. Да и в 90-е мой ЦСКА, прямо скажем, не блистал.
Станут ли болельщики «Анжи» такими же искренними и закаленными, как фанаты «Торпедо», «Арсенала», «Факела», «Орла», а не обычными глори-хантерами? Вот этот эксперимент и мне оценить весьма и весьма интересно.
Источник: